MF: Попробуем поговорить о мировой политике, экономике и, конечно, о нас, о студентах. Первый вопрос довольно общий: Что сейчас происходит в мире, в общем? Какие события Вы бы выделили и назвали их ключевыми?
Я думаю, что происходит усугубление мирового экономического кризиса. В последнее время это более всего заметно в связи с замедлением «роста» Азии, прежде всего Китайской экономики. И происходит обострение международных отношений, так как развитые капиталистические страны, прежде всего США, усиливают давление на развивающийся мир для того, чтобы бремя мирового кризиса больше перенести на них. Поэтому мы наблюдаем обострение старых и появление новых международных конфликтов. Для нашей страны это усиление международной конфронтации стало очень важным обстоятельством, так как оно показало, что мы живем в очень сложном мире, этот экономический кризис серьезно нас затрагивает, и нам нужно готовиться к тому, чтобы пройти через столь серьезное испытание.
MF: Тогда получается, что экономический кризис тесно связан с политикой?
Мне кажется, да.
MF: Тогда, может быть, немного наивный вопрос, но всё же: почему нельзя жить в мире и согласии государствам? Ведь получается, что из-за чьих-то амбиций страдает простой народ…
Вопрос правильный. Но, видите ли, в 90-е годы мы же пытались дружить с Западом. И это была, я бы сказал, «односторонняя» любовь. Мы же тогда пошли на колоссальные уступки. СССР отказался от советского общественного строя и принял западные ценности.
Считалось, что это обеспечит нашу безопасность. Но ничего не обеспечило. Почему? Мне кажется, что вина лежит на наших конкурентах. Мы на десятилетие прекратили борьбу против Запада, но они не прекратили борьбу против нас. Опять же почему? Потому что у них есть очень конкретные геополитические цели. Дело в том, что ночным кошмаром американских стратегов всегда было и будет появление в Евразии мощной сверхдержавы, которая объединит людские и природные ресурсы региона. Появление такой сверхдержавы ознаменует конец гегемонии США.
Получается, что Западной политикой руководит страх. Они боятся появления сколько-нибудь равного себе конкурента на мировой арене.
MF: Перейдём к экономической проблематике. В последнее время часто слышим слово «кризис». Что это такое? Откуда появился этот кризис?
Я думаю, что непосредственные условия, которые привели к спаду нашей экономики – это вторая волна мирового кризиса. Замедление темпов роста китайской экономики приводит к падению цен на нефтепродукты, так как Китай является главным покупателем углеводородов. И это негативно влияет на нашу экономику.
Здесь же и антироссийские санкции, вытекающие уже не из экономических обстоятельств, но из геополитических интересов западных государств.
Всё это усилило уязвимость российской экономики, основанной на экспорте энергоресурсов.
MF: Кризис становится всё более очевидным с каждым днём. Трудно не задаться вопросом: каковы перспективы студентов в столь непростое время? Многие скоро станут выпускниками…
К сожалению, сфера образования страдает от этого кризиса. Государственный бюджет сводится с дефицитом, доходы на образование сокращаются и благосостояние население ухудшается, следовательно, студенты становятся беднее. Но ещё хуже, что в долгосрочном плане современная деиндустриализация, которую мы наблюдаем сегодня в нашей стране, сокращает рабочие места для образованных людей. А таковые нужны лишь в тех условиях, при которых экономика растёт, внедряются инновации, развивается всё та же обрабатывающая промышленность. Только в таких условиях нужны экономисты, управленцы, инженеры и т.д. Если Вы почитаете историю и посмотрите статистику, то заметите, что научный прогресс и шел в ногу с экономическим промышленным ростом. И наоборот, с экономическим регрессом шел и спад научного потенциала.
Надеюсь, что сегодня рецессия, наконец, остановится и начнётся развитие. Это должно произойти, если мы сменим экономическую модель.
MF: Получается, что нам пока не следует ждать создания новых рабочих мест для выпускников, несмотря на заявленные планы о создании 25 млн новых рабочих мест?
К сожалению, это цель была поставлена в других экономических условиях. Повторюсь, что если экономическая политика будет скорректирована, изменена, то стоит ожидать экономического подъёма.
В любом случае пожелаю нашим студентам как можно лучше учиться. Для того, чтобы быть конкурентоспособными специалистами.
MF: А если говорить про мировой рынок труда, какие специальности, какие выпускники будут наиболее востребованы?
На мировом рынке труда в ответ на рост спекулятивного капитала и падение промышленного капитала произошли очень существенные изменения. Кризис инженерной науки и инженерного образования наблюдается во всём мире. А наиболее востребованными стали специалисты экономического профиля. Более того, началась экспансия в эту область людей других специальностей. Если взять в пример Уолл-стрит – самое желанное место работы любого финансиста – то наилучшее трудоустройство в последние пару десятилетий там имели выпускники инженерных специальностей ракетной области гарвардского университета. Это даже превратилось в элемент рекламы инвестиционных фондов Уолл-стрит: "У нас здесь Гарвардские ракетные инженеры рассчитывают риски, и поэтому вы можете доверить нам свои капиталы!" Удивительно, но 50% выпускников этой специальности сразу находят своё место на Уолл-стрит.
Если же взять индустриальные страны типа Китая или Индии, то они развернули рабочие места для инженерных, управленческих кадров. Они отправили многих своих молодых людей учиться за рубеж в развитые страны. Если взять конкретно Индию, то все видят её успех в развитии сектора информационных технологий.
Таким образом, мировой рынок труда достаточно разнообразный. Но, к сожалению, ставка на эксплуатацию дешёвой рабочей силы в последнее время нанесла довольно серьёзный удар по перспективной, образованной молодёжи.
MF: Ряд экспертов считают, что со сменой системы образования в России и с появлением платной формы обучения, качество образования резко упало. Как вы считаете феномен платного образования – это благо или зло?
Сложный вопрос. Как и многие сложные явления платное образование – противоречиво.
Я наблюдал платное образование и в Европе, и в США. И там психология студента такая: моя семья заплатила – значит, я должен учиться как можно лучше. В свою очередь, профессура никаких скидок на платёжеспособность студента не делает. То есть спрашивают очень строго, борясь за высокое качество своего диплома. У нас всё подчас наоборот. Студент обычно полагает: я заплатил, и мне должны поставить высокую оценку. А в связи с недостаточностью финансирования системы образования в России, такой же подход и у преподавателей. Слышал даже такую историю, более походящую на анекдот: в некой коммерческой бизнес-school ректор говорит преподавателям: «На пересдаче вы должны видеть в каждом студенте 250 000 рублей в год». Это хоть и шутка, но доля правды тут есть. И это отрицательная сторона оплаты обучения.
Также платное образование даёт большую возможность на получение образования преимущественно детям из обеспеченных семей. А между тем, любой человек, который способен хорошо учиться является народным, национальным достоянием. Вместе с тем, я не считаю, что платное образование нужно совсем запретить. Я лишь говорю, что в условиях кризиса, когда большинство людей имеют низкие доходы, бесплатное образование должно доминировать, чтобы вытащить экономику из рецессии.
MF: И последний вопрос: сегодня индекс социально-экономического неравенства в РФ колеблется в районе 40. Другими словами, самые богатые, согласно официальной статистике, в 40 раз богаче самых бедных. Студенты явно не относятся к числу наиболее обеспеченных слоёв населения, и чувствуется в связи с этим несправедливость. Почему эта проблема стоит на месте и никак не решается?
К сожалению, доминирует некоторый казначейский подход. Наши государственные экономисты полагают, что рынок сам всё сбалансирует. И, несмотря на декларацию того, что социальные расходы не урезаются, на самом деле в разных формах они уменьшаются, и это не может не отразиться на студентах. Конечно, должны быть достойные стипендии. Я хорошо помню, что в советское время стипендии были в районе 50 руб/мес. И это были те деньги, на которые было реально прожить. То есть студент мог пять лет учиться, нигде при этом не работая, не получая помощи из дома. Я считаю, что это правильно. Должен быть какой-то минимум, гарантированный государством, для людей готовых и способных учиться, потому что образованный человек – это, повторюсь, национальное достояние. И такой человек должен иметь возможность выучиться, ведь его квалификация – это гарантия светлого будущего для государства. А наука и образование, в свою очередь, – это главные факторы конкурентоспособности страны на мировой арене.
Источник - Mediafamily (MF)
Добавить комментарий